Коклюшечные кружева многие столетия украшают быт людей. Русские живописцы 18 – 20 веков оставили многочисленные свидетельства использования кружев в национальных и сословных костюмах. Их можно увидеть в собраниях Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи на парадных портретах русской знати 18-го века, выполненных И.Я.Вишняковым, Р.Н.Никитиным, Д.Г.Левицким, и на полотнах 19-го века работы К.П.Брюллова, П.А.Федотова. Кружева на купеческом, городском и крестьянском платье разных эпох запечатлены на картинах А.Г.Вене-цианова, П.А. Федотова, Н.П. Богданова-Бельского, Б.М.Кустодиева.
Процесс плетения кружев отображался русскими художниками нечасто – он приоткрыт на полотнах В.А.Тропинина («Кружевница», 1823 г.), Н.П. Тимофеевой («Кружевница», 1929 г.), Е.А.Кацмана («Калязинские кружевницы», 1928 г.) и Агеева В.В. («Рязанские кружевницы», 1980 г.).
Установлено [1, 2], что коклюшечное кружевоплетение как самостоятельный вид художественно-прикладного искусства сложился в центральной и западной Европе в конце 16-го века. О высоком мастерстве западноевропейских кружевниц свидетельствуют литературные и живописные произведения 17-18 веков в музеях Франции, Голландии, Италии, Испании, Великобритании, США и других стран.
Массовому производству кружев способствовало промышленное освоение двух технологий «тонкой» обработки металлов – вытягивание серебряной и золотой нити методом волочения, а также производство стальных и латунных булавок. Нить служит исходным материалом для кружева, а набор булавок обеспечивает формирование кружевного рисунка.
В Россию кружева в больших количествах завозились русскими и иностранными купцами в царствование Ивана IV («Грозного»). Они применялись для украшения русской национальной одежды высшей знати, а также в церковном обиходе.
В течение последующих 100-150 лет европейские кружевницы осваивали более дешёвые местные и привозные материалы для прядения нити – сначала лён, потом хлопок из колоний. Снижение себестоимости производства кружев открыло путь к их массовому распространению в широких слоях общества. На мировом рынке и в России высоко ценились французские, испанские, итальянские, брюссельские кружева и гипюр, а также тюль (из города Тюль, герцогство Брабант, Нидерланды).
Европейские традиции кружевоплетения были перенесены мигрантами на американский континент, а колонистами – из метро-полий в Индию, Австралию и страны юго-восточной Азии.
Кружевоплетение в России попало на благодатную почву. В 18-м веке были созданы мануфактуры, занятые производством «канители» (серебряной и золотой нити) и «мишуры» (медной нити, покрытой серебром или золотом, иногда скрученной с шёлковой нитью). Тогда же появились артели, занятые плетением кружев на продажу.
Центры массового художественного промысла с собственными традициями кружевоплетения сложились во многих губерниях – Московской (Звенигород, Подольск, Серпухов), Петербургской (Кириши), Тверской (Калязин, Торжок), Тульской (Белёв, Одоев), Рязанской (Михайлово, Сасово), Орловской (Мценск), Липецкой (Елец), Вологодской, Нижегородской (Балахна), Вятской (Кукарка), Костромской (Галич) и Ярославской (Ростов Великий, Романов-Борисо-глебск). Самобытная школа русского кружева получила мировое признание в 18-19 веках.
Ручное плетение кружев испытало спад на рубеже 19-20 веков в связи с автоматизацией лёгкой промышленности и демографическими изменениями общества. Кроме того, в России исторические центры плетения серьёзно пострадали во время политических и экономических потрясений 20-го века. Последствия социальных катастроф до сих пор не изжиты в российской «глубинке», где возникла реальная угроза потери художественных промыслов.
Кружевоплетение как прикладное искусство не утратило своего значения и в 21-м веке. Потоки современных книжных изданий, а также публикаций в глобальной сети Интернет говорят о возрождении интереса к плетению кружев. В Москве ежегодно устраиваются ярмарки ремёсел, где даются мастер-классы кружевоплетения, демонстрируются работы из всех регионов России, продаются изделия мастериц, происходит обмен опытом. В странах западной Европы и за океаном подобные выставки проводятся повсеместно, регулярно и с ещё большим размахом. В наши дни плетением кружева заняты сотни тысяч людей во всех странах мира.
Непосвящённые видят кружевоплетение только с «парадной» стороны, не подозревая о неизбежной рутине. А ведь от многочасовой работы над кружевом устают глаза, от длительного неподвижного сидения – спина, от вдавливания и вынимания булавок из подушки страдают пальцы. Поэтому очень важно освободить кружевницу от трудоёмких вспомогательных операций и, по возможности, облегчить сам процесс плетения. Указанные цели достигаются при оснащении рабочего места разнообразными инструментами и приспособлениями, которые облегчают труд и сокращают потери времени на нетворческих, но столь необходимых операциях.
Не касаясь тонкостей технологии и художественной стороны кружевоплетения, авторы берутся только за посильную для себя задачу – рассмотреть технические средства, облегчающие труд кружевниц любого уровня мастерства, и в особенности, – работающих на дому. К сожалению, в отечественной и зарубежной литературе оснастка для кружевоплетения освещается крайне скудно. Обычно она упоминается мимоходом в начальных разделах книг по технологии плетения кружева. Приспособления появляются как детали второго плана на фотографиях, иллюстрирующих процесс плетения, причём демонстрируются, за редким исключением, весьма архаичные конструкции.
В данном учебном пособии обсуждаются как опубликованные образцы оснастки, так и собственные разработки авторов. Авторы надеются, что их опыт проектирования пригодится любителям домашнего технического творчества, а некоторые конструкторские находки, возможно, заинтересуют и профессионалов, занятых проектированием оборудования для кружевоплетения.